Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равные условия для получения качественного образования всем детям, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Сегодня назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Особое внимание в этой связи уделяется детям с расстройством аустического спектра, которым трудно взаимодействовать с окружающими людьми, трудно выражать свои мысли и эмоции. Под социализацией в общем смысле понимается процесс усвоения опыта общественной жизни. Социальное развитие детей с расстройством аустического спектра имеет выраженную специфичность и именно это направляет МБОУ СШ № 73 имени П.С. Дейнекина обратить внимание на проблему сопровождения социализации и реабилитации детей с расстройством аустического спектра.
Выполняя запрос законных представителей обучающихся с расстройством аутистического спектра на обучение, в стенах МБОУ СШ № 73 имени П.С. Дейнекина с 1 сентября 2020 года начал работу первый коррекционный (ресурсный) класс как один из вариантов обеспечения доступного образования и социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы, а с 1 сентября 2021 года открыл свои двери еще один коррекционный (ресурсный) класс, которые должны обучаться по программе 8.2, указанной в результате обследования на ЦПМПК «Росток» и «Развитие» г. Ульяновска. В 2022-2023 учебном году в образовательном учреждении насчитывается уже три коррекционных(ресурсных) класса. Один из которых малокомплектный: в нем обучаются дети 1 класса (первого года обучения) и обучающиеся 1(дополнительного) класса. В 2023-2024 году свои двери МБОУ СШ №73 имени П.С. Дейнекина вновь открыла обучающимся с расстройством аутистического спектра. В этом учебном году организовано учебное пространство для 3 обучающихся 1 коррекционного (ресурсного) класса (первого года обучения), для 5 обучающихся 1 (дополнительного) коррекционного (ресурсного) класса (второго года обучения), а также для 7 обучающихся 2 класса. Двое обучающихся второго класса по заявлению законных представителей находятся на домашнем образовании.
Основной задачей работы данных классов является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации таких детей.
По образовательному учреждению были изданы приказы «Об открытии коррекционных (ресурсных) классов», определены должностные инструкции для всех работников класса: учителя коррекционного (ресурсного) класса, тьюторов коррекционного (ресурсного) класса, педагога-психолога коррекционного (ресурсного) класса, учителя-логопеда коррекционного (ресурсного) класса, написана «Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра» и утверждена приказом по МБОУ СШ № 73 № 176-О от 01.09.2023 г.
Образовательное учреждение ввиду открытия данных классов организовало пространство в каждом учебном кабинете для данной категории детей согласно рекомендаций Сан ПиН. Соответственно организованы следующие зоны: учебная зона для фронтальных занятий, учительская зона, зона для индивидуальных занятий с детьми, оснащенная специальными партами, и зона для релаксации и игр.
В образовательном учреждении имеются кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда для занятий с обучающимися с РАС и для консультаций законных представителей данной категории обучающихся.
МБОУ СШ № 73 имени П.С.Дейнекина заключены договоры о сетевом взаимодействии с РРЦ г. Ульяновска ГБОУ «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 89», АНО «Новый взгляд», МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток», «Развитие».
В декабре 2020 года АНО «Новый взгляд» совместно с «Аутизм регионы» передала МБОУ СШ № 73 в пользование оборудование для обучающихся коррекционных (ресурсных) классов.
Школа планирует успешное включение в образовательную среду детей с расстройствами аутистического спектра, что позволило бы максимально реализовать потенциальные возможности их развития, повысить качество жизни и решить проблему изоляции не только самого ребенка, но и членов его семьи. В данном направлении достигнуты успехи: в 2022-2023 учебном году один обучающийся 1 коррекционного (ресурсного) класса (с пролонгированными сроками в обучении) успешно переведен по решению школьного ППК в общеобразовательный 2 класс, в 2023-2024 учебном году двое обучающихся выведены в инклюзию в параллель 3 общеобразовательных классов.
В данных классах реализуется АООП НОО для обучающихся с РАС в соответствии с ФАОП НОО ОВЗ и ФГОС НОО ОВЗ.
Согласно протоколам ЦПМПК обучающимся коррекционных (ресурсных) классов организовано тьюторское сопровождение. Все педагоги классов прошли обучение. На курсах повышения квалификации в ФРЦ г. Москва по теме «Тьюторское сопровождение детей с РАС» в объеме 72 часа и в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «РАССВЕТ».
В коррекционных (ресурсных) классах работает педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель директора по СР.